Памятники архитектуры

Центр Костромы – лучшее место для начала обзорной экскурсии по памятникам архитектуры города. С центральной площади открывается вид на комплекс торговых рядов, здание гауптвахты и пожарной каланчи – архитектурные памятники первой трети XIX века.

Костромские торговые ряды, выполненные в стиле позднего классицизма, позднее были перестроены, но тем не менее в ансамбле торгового центра города они сохранили свое значение градостроительного объекта. Реконструкция рядов осуществлялась под руководством губернского архитектора П.И. Фурсова. В начале XX века также велась небольшая доработка комплекса, который получил частично новую отделку в духе эклектики.
Пожарная каланча была построена Фурсовым в 1824 – 1827 годах по заказу губернатора К.И. Баумгартена. Этот памятник гражданской архитектуры называют лучшей пожарной каланчой русской провинции. Сейчас в этом здании расположен Музей пожарного дела, где Вы узнаете о том, как происходило становление пожарного дела в России и в Костроме, увидите макеты пожарных машин разных времен, одежду пожарных, старинные насосы, огнетушители.
Незадолго до каланчи было построено здание гауптвахты, его архитектура отличается монументальностью и торжественностью форм. В настоящее время здесь находится экспозиция Литературного музея. Постоянные и временные выставки которого посвящены писателям костромичам XVIII–XX вв., Ипатьевской летописи, истории Костромского гарнизона и др.
Присутственные места – комплекс административно-общественной архитектуры, включающий крупнейшее общественное здание города. Расположенное в центре Костромы, между ул. Советской и Сусанинской площадью, оно в разные времена подвергалось перестройке. Необычна динамика объемно-пространственной структуры архитектурного ансамбля, которую ему придает особое расположение зданий. Главный фасад присутственных мест выходит на ул. Советскую. Позади здания стоит губернский архив, вытянувшийся под углом относительно главного здания по ул. Свердлова.
Беседка А.Н. Островского представляет собой удачный образец стилизации середины XX века прежней деревянной беседки первой половины XIX века в стиле позднего классицизма. Архитектором выступил Г.И. Зосимов. Снесенная при срытии оконечности вала, деревянная беседка сохранилась только на фотографиях. Известный русский драматург, в честь которого назван памятник, не раз упоминал о нем в своих письмах и дневниках.
Романовский музей – двухэтажное здание в русском стиле, специально построенное для музея Костромской ученой архивной комиссии. Строительство осуществлялось в 1909 – 1911 годах под руководством архитектора Н.И. Горлицына. Внутренняя отделка продолжалась вплоть до открытия музея, которое было приурочено к 300-летию дома Романовых. Романовский музей включал исторический, церковный, нумизматический, этнографический и другие отделы. Многие экспонаты музея были связаны с родом Романовых.
Московская застава – комплекс сооружений эпохи классицизма , оформлявший парадный въезд в город от Волги. Памятник состоял из двух обелисков, увенчанных шарами и двуглавыми орлами, и невысоких стен с арочными нишами по сторонам от них. Строился к царскому приезду в 1823 году архитектором Фурсовым. Позднее к 300-летию дома Романовых по проекту Голицина застава была перенесена. К обелискам вместо стенок были пристроены два кирпичных одноэтажных здания, в которых разместились лавка и пивная.

.